Считается, что мастера Поднебесной были первыми, кто перенес изображение на ткань. Причем орнамент на полотне научились делать намного раньше, нежели узоры на бумаге. В ту эпоху методы печати были очень простыми. Для того, чтобы окрасить материал, вырезали бумажный трафарет и с его помощью наносили необходимый рисунок. Самые ранние найденные примеры относятся к 220-му году до нашей эры. Стоит отметить, что в Поднебесной пытались заниматься и шелкографией. Пробные опыты по вытравливанию нитей химическими реагентами датируются 960-м годом нашей эры.
Еще в одной азиатской стране - Индонезии существовали другие, не менее интересные, средства печати на ткани. Там поверхность полотна раскрашивали вручную художественными кистями. А для более тонких узоров прибегали к специальному устройству – кантингу. Он представлял собой небольшой контейнер с носиком и бамбуковой ручкой. Внутрь инструмента заливали горячий воск, который потом тонкой струйкой распределяли по материи. В дальнейшем саму ткань помещали в краситель, а после кипятили в чистой воде. Воск отставал, и взору открывался красивый витиеватый рисунок.
В Европе печать на ткани развивалась не так успешно, как в Азии. Историки утверждают, что всему виной были нестойкие красители, которые быстро смывались с поверхности полотна. Тем не менее, начиная с XII-го столетия европейцы все же пристрастились к методике оттиска или набойки. Технологию, правда, придумали вовсе не в Старом свете, а в Индии. А на континент она попала по торговым путям. Скорее всего европейцев привлекла простота и доступность способа, поэтому он и прижился.
Смысл метода заключался в следующем. На цельном куске древесины вырезался будущий сюжет. Обычно рисунок отображали зеркально. На полученную выгравированную модель наносили слой краски и плотно прижимали шаблон к поверхности материала. Затем его отпускали, снова намазывали деревянную болванку красителем и прикладывали уже в другом месте ткани. Процесс продолжался до достижения необходимого результата.
Известно, что центром ремесленного оттиска стал Рейнский монастырь. Подобным печатным способом там изготавливали одежду и всевозможные ткани. До наших дней дошли хорошо сохранившиеся материалы с цветочными мотивами.
Для того, чтобы представлять, как выглядели средневековые набойки, достаточно взглянуть на так называемую доску Прота. Этот деревянный оттиск датируется 1379-м годом. Его случайно нашли при разборе полуразвалившегося деревенского дома, а позже ценный экспонат приобрел для своей коллекции видный французский типограф по фамилии Прот.
В России о методе набойки узнали наравне с Европой – в X-м-XI-м веках. Впрочем, расцвет этого вида промысла приходится на более позднее время – XVIII столетие. Именно тогда входит в моду крупный и сложный орнамент. Особым спросом оттиск пользовался в северных российских регионах, где создавали свои собственные нетипичные узоры – птиц и зверей.
С развитием новых технологий появились другие, более современные методы печати – ротационная, термотрансферная, цифровая. Постепенно они стали вытеснять своих предшественников и вскоре прочно заняли освободившуюся нишу.
Уважаемые клиенты!
На данный момент на сайте ведутся технические работы.
Наличие товара и цены, пожалуйста, уточняйте у менеджеров.
Приносим извинения за доставленные неудобства.