Трикотаж
Негорючие ткани для интерьера
Обращаем внимание, на сайте ведутся технические работы, а так же вся информация о товарах и ценах предоставленная на нем, несет исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой
23.08.2019
Как возникла печать на тканях?

Считается, что мастера Поднебесной были первыми, кто перенес изображение на ткань. Причем орнамент на полотне научились делать намного раньше, нежели узоры на бумаге. В ту эпоху методы печати были очень простыми. Для того, чтобы окрасить материал, вырезали бумажный трафарет и с его помощью наносили необходимый рисунок. Самые ранние найденные примеры относятся к 220-му году до нашей эры. Стоит отметить, что в Поднебесной пытались заниматься и шелкографией. Пробные опыты по вытравливанию нитей химическими реагентами датируются 960-м годом нашей эры.

 Бумажный трафарет для нанесения рисунка

Еще в одной азиатской стране - Индонезии существовали другие, не менее интересные, средства печати на ткани. Там поверхность полотна раскрашивали вручную художественными кистями. А для более тонких узоров прибегали к специальному устройству – кантингу. Он представлял собой небольшой контейнер с носиком и бамбуковой ручкой. Внутрь инструмента заливали горячий воск, который потом тонкой струйкой распределяли по материи. В дальнейшем саму ткань помещали в краситель, а после кипятили в чистой воде. Воск отставал, и взору открывался красивый витиеватый рисунок.

 Интересные методы печати на ткани

В Европе печать на ткани развивалась не так успешно, как в Азии. Историки утверждают, что всему виной были нестойкие красители, которые быстро смывались с поверхности полотна. Тем не менее, начиная с XII-го столетия европейцы все же пристрастились к методике оттиска или набойки. Технологию, правда, придумали вовсе не в Старом свете, а в Индии. А на континент она попала по торговым путям. Скорее всего европейцев привлекла простота и доступность способа, поэтому он и прижился.

 Метод оттиска или набойки

Смысл метода заключался в следующем. На цельном куске древесины вырезался будущий сюжет. Обычно рисунок отображали зеркально. На полученную выгравированную модель наносили слой краски и плотно прижимали шаблон к поверхности материала. Затем его отпускали, снова намазывали деревянную болванку красителем и прикладывали уже в другом месте ткани. Процесс продолжался до достижения необходимого результата.

 Печать с помощью оттиска или набойки

Известно, что центром ремесленного оттиска стал Рейнский монастырь. Подобным печатным способом там изготавливали одежду и всевозможные ткани. До наших дней дошли хорошо сохранившиеся материалы с цветочными мотивами.
Для того, чтобы представлять, как выглядели средневековые набойки, достаточно взглянуть на так называемую доску Прота. Этот деревянный оттиск датируется 1379-м годом. Его случайно нашли при разборе полуразвалившегося деревенского дома, а позже ценный экспонат приобрел для своей коллекции видный французский типограф по фамилии Прот.

 Доска Прота

В России о методе набойки узнали наравне с Европой – в X-м-XI-м веках. Впрочем, расцвет этого вида промысла приходится на более позднее время – XVIII столетие. Именно тогда входит в моду крупный и сложный орнамент. Особым спросом оттиск пользовался в северных российских регионах, где создавали свои собственные нетипичные узоры – птиц и зверей.

 Крупный и сложный орнамент

С развитием новых технологий появились другие, более современные методы печати – ротационная, термотрансферная, цифровая. Постепенно они стали вытеснять своих предшественников и вскоре прочно заняли освободившуюся нишу.


.